Педагогический опыт

     Муниципальное бюджетное  учреждение      

дополнительного образования

"Детско-юношеский центр Прометей"

                                                    

 

Педагогический опыт

  Описание педагогического опыта

 

«Развитие образного мышления детей в возрасте 7-14 лет средствами математики в системе дополнительного образования»

   Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих логически мыслить. Усилия всех образовательных организаций должны быть направлены на  подготовку человека думающего, чувствующего, интеллектуально развитого. А интеллект определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. И именно, система дополнительного образования способна оказать действенную помощь  в формировании личности, обладающей всеми вышеуказанными характеристиками.

   В последнее время, как на региональном,  так и на государственном уровне, значительное внимание уделяется проблеме математического образования. В течение трех лет мы работаем над темой «Нестандартные приемы при обучении математике детей 7–14 лет в системе дополнительного образования». Данная тема выбрана не случайно, так как приоритетами математического образования являются: развитие способности к логическому мышлению и коммуникации на широком математическом материале (от геометрии до программирования); развитие способности к реальной математике - применению математики, математическому моделированию.

    Еще Г.К. Лихтенберг, немецкий ученый и публицист, писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Развивать ребенка через изучаемый материал вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.

   Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, и др.) и отечественные исследователи (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.).

   Большое внимание развитию мышления в подростковом возрасте уделял Л. С. Выготский. Главное в развитии мышления в этом возрасте с точки зрения Выготского - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя вот что приносит с собой мышление в понятиях» — писал он.

   Овладевая действиями наглядного моделирования, ребенок учится оперировать знаниями на уровне обобщенных представлений, овладевает опосредованными способами решения познавательных задач (применение мерок, схем, графиков).

   Наглядно образное мышление не есть данность от рождения. Как всякий психический процесс, оно нуждается в развитии и корректировке.

   Проблема развития мышления в младшем школьном возрасте сегодня является актуальной, поскольку мышление у младших школьников развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Но, как показывает практика, распространенным примером преподавания является организация учителями в школе действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются при обучении. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

   Для развития у детей 7 — 9 лет навыков практической деятельности,  формирования логического мышления, развития различных видов памяти, внимания, воображения средствами математики, составлена и апробирована в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско–юношеском центре «Прометей» дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей «СосчитайКа» (Занимательная математика), которая прошла экспертную оценку и рекомендована к реализации (городской конкурс учебно-методических материалов, номинация «Реализация концепции математического образования», 2015г. – диплом II степени, письмо поддержки генерального директора АНО ДПО «Открытое образование» в рамках окружного конкурса модульных программ 2015г).

  Актуальность данной программы объясняется воспитанием интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития личностного потенциала детей через формирование системы математических знаний и умений.

Задачи программы по формированию и развитию следующих качеств учащихся:

·        личностных: обеспечение интеллектуального развитие, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценной жизни в обществе;

·        метапредметных: развитие памяти, логического мышления;

·        предметных: воспитание интереса к предмету «Математика».

На занятиях учащиеся решают логические задачи, занимаются конструированием из бумаги, решают различные виды головоломок.

Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно–действенного мышления является включение ребенка в предметно–орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается в конструировании

(«Лего», оригами, различные конструкторы и пр.).

   Развитию наглядно–образного мышления способствует работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею.

   Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно–ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.

   Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут задания и упражнения на поиск закономерностей, логические задачи, головоломки. Предлагаем ряд заданий, которые могут быть использованы учителем в проведении развивающих занятий со школьниками.

  Задания на прохождение лабиринтов разной сложности помогают развивать у детей наглядно–образное мышление, внимание, способность к самоконтролю.

   Задачи со спичками такие как «Пять квадратов», «Шесть квадратов», «Еще шесть квадратов», «Дом», «Спираль», «Треугольники», направлены на развитие наглядно–образного мышления.

   Игры и задачи со спичками хорошая гимнастика для ума. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку.

Учащиеся творческого объединения «СосчитайКа» ежегодно принимают участие в разработках и написании проектов. Являются победителями и призерами  в конкурсах и фестивалях муниципального, районного, регионального и федерального уровней. В 2015-2016 году были представлены проекты («Полимино (головоломка)», «Умножение – яркое решение») на городском: Городской конкурс исследовательских работ «Природная лаборатория», 2015г. – III место, XI Научно – практическая конференция «Наука. Природа. Человек. Общество», 2016г. – II место, Всероссийском уровне: «Золотая рыбка»  – I место, «Рассударики» – III место.

Диссеминация педагогического опыта – на семинарах, мастер-классах по теме «Виды головоломок и их влияние на развитие образного мышления» в рамках VIII городских педагогических чтений работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей «Дополнительное образование детей: инновационная деятельность в контексте новой реальности»,  «Программа лагеря как способ самоопределения и индивидуализации ребенка» в рамках IX городских педагогических чтений педагогов дополнительного образования детей «Дополнительное образование: опыт конструирования будущей жизни».

   На основе дополнительной общеобразовательной программы  «СосчитайКа» разработана  и реализована программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей, которая успешно прошла апробацию в 2015г. В лагере с дневным пребыванием детей на базе ДЮЦ «Прометей».

   С целью преемственности математического образования, в рамках формирования среды для профессиональных проб подростков была разработана и рекомендована к реализации программа дополнительного образования детей «Школа математического образования «Дом моей мечты» (письмо поддержки генерального директора АНО ДПО «Открытое образование» 2016г)

  В целом можно сказать, что в подростковом возрасте происходит качественная перестройка мыслительных операций, заключающаяся в переходе от наглядно – чувственной опоры к абстрактно – логической. Этот процесс является неравномерным, т. е. разные мыслительные операции переходят на понятийный уровень в разные сроки и с неодинаковой скоростью. Поэтому особенностью умственного развития подростков является разная степень сформированности сложных мыслительных операций. Раньше всех складывается операция классификации. Умозаключение по аналогии формируется позднее. При этом быстрее формируются функциональные связи между объектами, отношения противоположности. Позднее формируются причинно–следственные отношения. Наименее всего сформирована операция обобщения. Обобщения отличаются ограниченностью и наивностью.

   Данная программа помогает выявить и привить интерес к математике и техническим наукам, определиться с выбором будущей профессии и специальностью.

  Важнейшими качественными характеристиками такого специалиста, формируемыми в процессе математического образования, выступают:

·        научный склад ума, позволяющий эффективно решать возникающие в практике проблемы;

·         нестандартное инновационное структурированное мышление, востребованное в современном мире динамичного развития техники;

·        технологическая подготовка, обеспечивающая реализацию идей в материальном воплощении.

Цели и задачи программы

Цель: формирование системного и целостного  математического мышления, представления о технических профессиях, компетентностях, необходимых для проектирования, строительства и благоустройства дома – мечты. Формирование собственных стратегий и проектов в рамках данной сферы.

Основные задачи программы

·        Формировать и поддерживать познавательный интерес к математике, необходимой на всех этапах реализации проекта;

·        Знакомить с задачами, приемами, принципами работы таких направлений деятельности как архитектура, проектирование, дизайн;

·        Создавать условия для собственной (групповой) проектной деятельности в области инженерных технологических разработок;

·        Побудить к поиску и изучению дополнительной информации о современном развитии технической индустрии.

Программа содержит 3 интенсивных образовательных модуля, объединенных задачей «Дом моей мечты» и моделированием того, как будет происходить возведение этого дома.

1 модуль  «Планирование и архитектура дома»

·        Роль математики в строительстве

·        Панорама профессий для воплощения мечты

·        Компьютерные программы для проектирования дома

·        Архитектура зданий

2 модуль «Строим свою мечту»

·        Характеристики и свойства строительных материалов

·        Расчет материала

·        Конструирование макетов домов

·        Оснащение современного дома как пространство инженерной мысли

3 модуль «Дизайн интерьера»

·        Современные тенденции в интерьере

·        Компьютерные программы для разработки дизайна помещений

·        Воплощение разработанных дизайнов

Межмодульное сопровождение

·        Занятия в объединениях по направлениям, выбранным индивидуально, в зависимости от интересов каждого участника;

·        моделирование;

·        экскурсии на место строительства дома (по необходимости);

·        встречи и мастерклассы с представителями данных профессий: проектировщик, архитектор, электрик, сантехник, строитель, дизайнер.

    В результате целенаправленного обучения, продуманной системы работы можно добиться такого умственного развития детей, которое делает ребенка способным к овладению приемами логического мышления общими для разных видов работ и усвоения разных учебных предметов, для использования усвоенных приемов при решении новых задач, для предвидения определенных закономерных событий или явлений.

   Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Интеллектуальный важнейший компонент творчества – преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

   Таким образом, определение и реализация педагогических условий формирования творческого мышления подростка на основе его активной позиции, разработка адекватной современной образовательной ситуации и системы воспитательной работы является залогом успешной реализации творческого воспитания.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»