Детско-юношеский центр «Прометей» является учреждением дополнительного образования, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.
ДЮЦ «Прометей» осуществляет образовательную деятельность в свободное от занятий время, в течение календарного года, организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
Начало учебных занятий - 09.01.2020 г., окончание учебного года - 31.12.2020 г. в соответствии с годовым календарным учебным графиком муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей» на 2020 учебный год, утвержденный приказом директора ДЮЦ «Прометей» №386 от 22.10.2019 года.
Согласно Уставу, Центр предоставляет возможность получить дополнительное образование детям в возрасте от 5 до 18 лет, прием осуществляется:
- на программы ПФДО, на программы по муниципальному заданию (при наличии сертификата дополнительного образования, по заявлению родителей (законных представителей)).
Деятельность детей в Центре осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студия, группа, творческое объединение и другие).
Содержание деятельности объединения определяется педагогами Центра, образовательными программами, которые утверждаются на методическом совете учреждения. Учебный план составляется на основании образовательной программы учреждения, утвержденной приказом директора ДЮЦ «Прометей».
Образовательный процесс осуществлялся в соответствии с образовательной программой учреждения,
цель которой:
- создание условий для получения качественного дополнительного образования;
задачи образовательной программы:
- совершенствование содержания и программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- разработка и внедрение нормативно-правовой базы по проблеме качества образования;
- создание системы эффективного контроля качества дополнительного образования, его научно-методического, информационного, технологического обеспечения.
Основой обучения детей является практически направленная деятельность. Эта деятельность лично значимая, привлекательная для ребенка, результат его выбора.
В соответствии с целями и задачами образовательными программами предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований учащихся, разработанными педагогами в соответствии с направленностью и возрастными особенностями.
В Центре процедура диагностики учащихся проводится 3 раза в год (в начале, в середине и конце учебного года), что в целом позволяет анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонента программы.
Специфика ДЮЦ «Прометей» в том, что:
- помогает ребенку адаптироваться в окружающем мире;
- предоставляет свободный выбор образовательной области, профиля программы, времени и освоения, многообразие видов деятельности, удовлетворяющих различные интересы;
- формирует навыки участия в жизни коллектива;
- развивает творческий потенциал;
- оказывает помощь в выборе профессии;
- способствует организации досуга всем субъектам образовательного пространства.
По данным программы видно, что самой многочисленной возрастной категорией являются воспитанники от 5 до 9 лет. Преобладают в основном в составе творческих объединений девочки. Состав учащихся неоднороден. Его составляют дети из семей рабочих, предпринимателей, бюджетников, безработных. В основном дети из полных, материально-обеспеченных семей.
Прием детей в Учреждение осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Занятия детей в Учреждении проводятся в любой день недели, включая воскресенье и каникулы. Продолжительность занятий детей в Учреждении в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 часов, в выходные и каникулярные дни – 3х часов.
Детско-юношеский центр «Прометей» самостоятельно разрабатывает образовательную программу с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.
Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
В условиях развернувшейся конкуренции на рынке образовательных услуг существенно выросла значимость такого фактора, как наличие у руководителя образовательного учреждения достоверной информации о том, каковы запросы потребителей этих услуг, какие требования они предъявляют к сфере дополнительного образования детей.
Исходя из анализа данных, учитывая специфику Центра, и осознавая необходимость выработки ясной, цельной, продуманной и научно обоснованной стратегии на ближайшее будущее, педагогический коллектив определил, что ДЮЦ «Прометей» будет ориентироваться на обучение детей, склонных к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, способствовать сохранению и возрождению культурного и интеллектуального потенциала города, и на высоком уровне обеспечивать получение современного дополнительного образования.
В новых социально-экономических условиях именно дополнительное образование оказалось гибкой социально-педагогической системой, способной не только адаптироваться к рыночным отношениям, но и предложить многообразие образовательных услуг, создающих условия для личного, профессионального и творческого развития детей. Учреждения дополнительного образования могут и должны сыграть существенную роль в реализации новых целей образования, т.к. позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или подставлены в слабой степени в школьных программах – различные области искусства, техники и технологии. Учреждения дополнительного образования уже реализуют подход к определению педагогических целей, которые ориентированы на формирование у ребенка социальной компетентности, готовности к общественной и профессиональной деятельности.
Таким образом, Центр призван сформировать у учащихся целый спектр ключевых компетентностей жизненного, личностного, профессионального характера и создавать информационную научно-образовательную среду, в которую встраиваются предметы как инструментарий, средство для достижения цели.