Моя педагогическая философия

     Муниципальное бюджетное  учреждение      

дополнительного образования

"Детско-юношеский центр Прометей"

                                                    

 

Моя педагогическая философия

 

Эссе

Главная задача учителя

   Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача, как Учителя.  Мудрец, улыбнувшись, сказал:

   - Завтра вы узнаете об этом.

   На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.

   К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. 
   Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: 
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. 
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. 
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.

— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… 
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики. 
— Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…

   Выполнить главную задачу учителя – это цель моей жизни!

   В народе говорят: «Дар учителя передается по наследству» Мой папа  был Учителем, носителем разумного, доброго, вечного… Всю жизнь проработал учителем физкультуры. Он мечтал видеть своих детей и внуков  продолжателями его дела. В детстве мы с младшей сестрой любили играть в школу. Менялись ролями ученик-учитель.

  Именно мне выпала честь осуществить мечту моего отца. Я Учитель!

  Считаю, что особенно счастлив в судьбе тот, кто встретил в своей жизни настоящего учителя. Мне повезло, их в моей жизни было много. Судьба подарила мне уникальную возможность учиться у талантливых, влюбленных в свое дело педагогов не только в школе, но и  в университете. Моими учителями были  настоящие профессионалы своего дела. Их  доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость, способность дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло определили и подтвердили правильность выбора моей будущей профессии.

   По мнению Л.Н.Толстого, учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И задумываясь об этом, я  понимаю, что главное мое предназначение – научить детей жить в этом современном  мире, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу, идти вперед.

Прислушавшись к себе, я с удовлетворением понимаю: мне ИНТЕРЕСНО, я люблю свое дело: люблю  общаться с учащимися, люблю совершать вместе с ними каждый день новые открытия, решать задачи, писать программы, удивляться неожиданным результатам экспериментов. Я просто люблю приходить на работу, и  самая главная причина, по которой я сюда спешу – мои дети, такие разные, временами очень смышленые, или наивные, добрые,  доверчивые! Они доверят мне, это значит: я не могу их подвести.

  Профессия педагог  – самая творческая. Ведь, чтобы зажечь в  детях огонек интереса к моему предмету, нужно придумать, найти, записать, распечатать, вырезать, наклеить, нарисовать, оживить, распределить, воплотить, сыграть,  прочувствовать! И тогда ни одно занятие  не будет похоже на другое!

   Я верю, что мои занятия больше, чем просто занятия.  Я надеюсь, что это уроки будущего успеха:  учащиеся сами ставят цель и достигают ее, ошибаются, спорят, но приходят к правильному решению. Так рождается Личность, успешная Личность.  Я на каждом занятии стараюсь вместе с учениками совершать хоть и маленькие, но открытия.  

  Современные условия  позволяют мне быть мобильным педагогом: создавать индивидуальные образовательные траектории для каждого учащегося, создает новые перспективы индивидуального подхода к каждому ребенку, помогает раскрыть его внутренний потенциал. Одной из основных задач своей педагогической деятельности я считаю обучение детей различным приемам умственной деятельности, самостоятельному выявлению закономерностей, поиску истины. Это в свою очередь способствует решению воспитательной задачи – формированию целеустремленной личности, способной ставить перед собой цели и находить оптимальные пути их достижения. Этого достичь мы стараемся на занятиях вместе с детьми. Ребята учатся, познают жизнь, взрослеют, радуют меня своими успехами, огорчают – неудачами. Вместе со своими воспитанниками меняюсь и я. В минуты размышления задаю себе вопросы, пытаюсь найти ответы. Вот, например,         « каким же должен быть современный педагог?»

   Современный педагог, прежде всего,  эрудированная, энергичная, чуткая, внимательная личность, стремящаяся вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого человека. Педагог только тогда педагог, когда дети с удовольствием идут  на его занятия, когда они знают, что предстоит встреча с новым, увлекательным, необычным. Именно таким педагогом я стремлюсь быть для своих учащихся.

   Я стараюсь быть не только педагогом, но и другом для своих детей, настоящим «гуру», человеком, который учит жизненной мудрости. Но не забываю при этом о своей любви к математике, стараюсь показать ребятам её жизненность и актуальность. И проблемы моих учащихся  я воспринимаю как свои собственные.

   Самыми лучшими я считаю занятия, когда мои ребята спорят, сомневаются, творчески работают, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. И  помогаю  помочь раскрыться детским душам, вложить в них все хорошее, высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.

   И пусть, быть может, я еще далека от той мудрости и мастерства учителя в притче, но я всем сердцем стремлюсь преодолеть это расстояние и научиться быть таким учителем, о котором складывают легенды!

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»